Главная страницаАрхив2021 #3 / «Digital спасатель» ОБЖ – в онлайн-формате

«Digital спасатель» ОБЖ – в онлайн-формате

12 Марта 2021

Условия пандемии COVID-19 и перевод обучающихся образовательных организаций на дистанционный формат обучения актуализировали потребность в комплексных интерактивных образовательных программах по школьному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В связи с этим в прошлом году в Санкт-Петербурге стартовал инновационный проект «Digital спасатель», который реализуют курсанты Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России Дмитрий Шимов и Юрий Шишов под методическим руководством профессорско-преподавательского состава своего вуза и Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. В этом году, который объявлен Годом науки и технологий эта работа продолжается.

 

Рождение проекта

Концепция проекта «Digital спасатель» была разработана еще два года назад курсантом факультета инженерно-технического Дмитрием Шимовым под руководством старшего психолога отделения психологической подготовки и консультирования ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России» кандидата психологических наук Галины Владимировны Москаленко.

Дмитрий Шимов: «Вопросы безопасности человека всегда стояли на первом месте, с каждым годом они обретают все большую актуальность в связи с бурным развитием техники. Повышается рост технологического производства, человека на протяжении всей жизни сопровождают опасности, которые могут возникнуть непредвиденно. Поэтому у нас и появилась потребность создать проект «Digital спасатель», который помогает сформировать культуру безопасности и подготовить человека к различным опасным ситуациям.

Проанализировав статистику поведения человека в чрезвычайных ситуациях, мы сделали вывод, что большинство не подготовлены как психологически, так и практически. Поэтому стали создавать единый информационный кластер, на котором размещается вся необходимая информация для повышения культуры безопасности. В нашем проекте используются передовые технологии преподавания предмета ОБЖ. Мы не только обучаем правилам поведения при чрезвычайной ситуации подрастающее поколение, но также даем необходимый материал и методику проведения занятия для учителей предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Ведь наши материалы выверены профессиональными спасателями и нужны педагогам».

Проект «Digital спасатель» обеспечивает выполнение задач Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы в части создания и использования практико-ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий.

Главная цель проекта – создание интерактивного обучающего контента с применением передовых цифровых технологий. В том числе – для разработки видеоконтента дополненной и виртуальной реальности. Это позволит повысить эффективность обучения школьников основам безопасности жизнедеятельности и формирования у них ответственного отношения к соблюдению правил безопасности.

 

От идеи – к реализации

Основа проекта «Digital спасатель» – объединение опыта МЧС России в сфере обеспечения безопасности населения и предупреждения чрезвычайных ситуаций с современными технологиями в области педагогики безопасности. Разработка образовательного контента осуществляется с учетом требований как федеральных государственных образовательных стандартов к уровням подготовки обучающихся, так и требований к  обеспечению безопасности населения. Учтены статистические данные о детском непреднамеренном травматизме, психолого-педагогические подходы в области педагогического дизайна для организации интерактивного обучения, в том числе для проектирования онлайн-курсов.

Проект был оценен по достоинству еще в 2019 году на ежегодном конкурсе «Есть идея!», который проводит МЧС России. Он  был удостоен награды в номинации «Надзорная и профилактическая деятельность подразделений МЧС России». В числе десяти инновационных разработок проект признали лучшим из 384 представленных заявок. Апробация интерактивных материалов осуществлялась в 2019 году на базе Всероссийского детского центра «Артек». Сейчас проект значительно дополнен, усовершенствован.

В 2020 году проект «Digital спасатель» получил развитие при поддержке администрации Санкт-Петербурга, Фонда президентских грантов, Евразийской молодежной ассоциации, ГБНОУ «Академия талантов» и других партнеров.

Также учебно-методические материалы проекта «Digital спасатель» получили положительную оценку и рекомендации факультета безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, Академии постдипломного педагогического образования Санкт-Петербурга и внедрены в образовательный процесс петербургских школьников.

В рамках проекта «Digital спасатель» разработаны интерактивный курс для школьников и дополнительные материалы (образовательный контент).

Методический комплекс состоит из девяти тем по направлениям:

1. Эмоции и безопасность.

2. Безопасность при угрозе инфекционных заболеваний.

3. Противопожарная безопасность.

4. Безопасность на дороге.

5. Безопасность на водных объектах зимой.

6. Безопасность в местах массового скопления людей.

7. Безопасность при ЧС техногенного характера.

8. Безопасность при ЧС природного характера.

9. Безопасность в интернете.

Программа учебного модуля «Digital спасатель» включает все компоненты структуры учебной программы. Тематика уроков в модуле спланирована с учетом содержания учебно-методических комплектов для 8-х классов разных авторов (Н.Ф. Виноградовой, А.Т. Смирнова, В.Н. Латчука, М.П. Фролова).

В этой связи представляется целесообразным разработать учебную программу курса ОБЖ с включением учебного модуля «Digital спасатель» и согласованием количества часов на его изучение, не изменяя объем учебной нагрузки на изучение курса ОБЖ в 8-м классе.

Программа учебного модуля предусматривает использование широкого спектра активных методов обучения, применение различных технических средств, в том числе инновационных VR-технологий (VR виртуальная реальность), в процессе его реализации. Авторами подготовлены видеоролики к урокам, создан VR-контент к каждому занятию, разработана рабочая тетрадь для ученика, предложены технологические карты к урокам, запущен портал дистанционной поддержки.

Дополнительный образовательный контент включает радиопередачу «Безопасные приключения Сони и Лёвы», которая транслируется на Детском Радио Санкт-Петербурга на 103.7 FM, электронную библиотеку с полезными советами и материалами о безопасном поведении, спецпроект «Кинокультура безопасности» и другие.

 

Офлайн и онлайн

Интерактивный комплекс «Digital спасатель» с применением VR-очков включен в программу очного обучения восьмиклассников по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» на базе ГБОУ Школа № 573 Приморского района Санкт-Петербурга.

Идея проведения очного обучения по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» с применением VR-технологий получила поддержку Фонда президентских грантов и администрации Санкт-Петербурга. В День знаний во время открытия новая петербургская школа № 573 Приморского района получила подарок от губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова. Он вручил директору школы Ирине Назаровой сертификат на комплекс оборудования для инновационного преподавания ОБЖ. В Санкт-Петербурге появился первый класс ОБЖ, оборудованный 30 VR-очками.

В октябре прошлого года на базе школы № 573 Приморского района Санкт-Петербурга прошел первый открытый урок с применением VR-технологии. Школьники подробно изучили тему «Безопасность на воде». В первой части урока они посмотрели интерактивный обучающий ролик, после чего попробовали применить полученные знания, играя в квест в VR-очках.

Опыт применения VR-очков оказался успешным  и интересным как для учеников, так и для учителей. Администрация школы № 573  поддержала идею программы «Digital спасатель» и включила ее в образовательный процесс.  Теперь восьмиклассники на занятиях по основам безопасности жизнедеятельности учатся выбирать безопасные стратегии поведения – решают ситуационные задачи в виртуальной и дополненной реальности.

Для петербургских учителей, принимающих участие в проекте, был проведен трехдневный курс повышения квалификации, который включил в себя методические кейсы по темам: «Психолого-педагогические основы метода ситуационного анализа в преподавании дисциплины ОБЖ», «Поведение человека в повседневных и экстремальных ситуациях» и «Применение технологии виртуальной реальности в преподавании дисциплины ОБЖ».

И учителями, и обучающимися было отмечено, что внедрение VR-технологии, безусловно, повышает интерес и мотивацию к изучению предмета и способствует лучшему усвоению материала. За счет игрового элемента урок стал более продуктивным, практико-ориентированным и эффективным.

Для обеспечения возможности обучения детей в дистанционном формате  курсантами Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России Дмитрием Шимовым и Юрием Шишовым при поддержке специалистов ГБНОУ «Академия талантов  Санкт-Петербурга» создана онлайн-платформа «Digital спасатель»  (https://digitalspas.ru/). На ней размещены учебно-методические и дополнительные материалы проекта. Постоянно добавляются новые информационно-познавательные электронные ресурсы, которые можно посмотреть как на сайте, так и через социальные сети «ВКонтакте», «Инстаграм», «Ютуб».

Через онлайн-платформу «Digital спасатель» (https://digitalspas.ru) интерактивную программу изучают уже в 20 школах Санкт-Петербурга из пяти районов города. Образовательный процесс в дистанционной форме на начало 2021 года охватывает 700 учащихся и 22 преподавателя.

Материалы курса «Digital спасатель» применяются в системе дистанционной подготовки петербургских школьников как внеурочные онлайн-занятия и реализуются студентами Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена в рамках проекта «Продленка на удаленке».

 

Перспективы развития

В настоящее время над расширением интерактивного контента по основам безопасности жизнедеятельности трудятся обучающиеся и научно-педагогический состав Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России и Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена.

Проект направлен на широкую аудиторию, а не только на преподавателей и учащихся. На сайте проекта любой желающий может найти для себя полезную информацию по основам безопасности жизнедеятельности, а это интересные тематические статьи, увлекательные видеоролики. В них доходчиво рассказывается о правилах поведения при различных чрезвычайных ситуациях, даются полезные советы, подборки фильмов, сериалов и книг, связанных с чрезвычайными ситуациями. Каждый может прочитать аннотацию к произведению, а также небольшую памятку, как действовать в подобной ситуации и многое другое.

В этом году виртуальные уроки по ОБЖ планируется запустить в большинстве школ Санкт-Петербурга, доступ к онлайн-платформе предоставить также школам из других регионов России.

«Digital спасатель» – это безопасность нового уровня, понятная и интересная для всех.

Ольга Мельник, старший научный сотрудник

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России», кандидат педагогических наук

Фото из архива автора

Проект глазами взрослых и детей

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина: «Количество опасностей в современном мире, к сожалению, постоянно растет. Поэтому сегодня как никогда важна ваша безопасность. Это замечательно, что удалось создать проект, который научит вас быстро принимать верные решения в опасных ситуациях, покажет, как преодолеть их, спасая себя и другого человека. Авторы выбрали практико-ориентированную форму подачи, благодаря чему вы решите задачи спасения утопающего, сможете защитить себя в толпе, пройдете квесты тушения пожара, защититесь от кибермошенников. А использование современных технологий на занятиях позволит выработать навыки, остающиеся навсегда с вами».

Методист проекта, доцент кафедры методики обучения факультета безопасности жизнедеятельности Российского государственного университета имени А.И. Герцена, методист Центрального района Санкт-Петербурга Александр Бойков: «Считаю проект не только перспективным, интересным и полезным, а просто необходимым. Он может стать ценным проводником в мир безопасности для каждого независимо от возраста и уровня подготовки».

Аттестованный спасатель РФ, следопыт Александр Лесков: «Я часто сталкиваюсь с тем, что люди мало подготовлены к каким-либо действиям в условиях чрезвычайной ситуации, порой они даже не знают, по каким телефонам звонить. То, что появился государственный проект по ОБЖ такого масштаба, доступный для каждого, – это большое достижение. Отмечу высокое качество материалов, их интересную подачу. Я искренне надеюсь, что с ним люди ознакомятся и примут все советы по безопасности на вооружение».

Наталья Смирнова, заместитель директора школы № 573 Приморского района Санкт-Петербурга по воспитательной работе: «Классические уроки никто не отменял. Урок как он есть, в своей форме, он должен быть. Но как дополнение, как погружение VR-очки – это настолько интересно, настолько важно и нужно детям, что мы с удовольствием и большим интересом готовы и учиться, и работать в этих очках».

Виталий Саблин, учитель ОБЖ школы № 573 Приморского района Санкт-Петербурга: «Для меня это было непонятно, местами пугающе. Но со временем оценил. Я понимаю, что на уроке это хорошее подспорье».

Алексей Салтанов, ученик 8-го «А» класса школы № 573 Приморского района Санкт-Петербурга: «Ты можешь обычную теорию забыть. А тут ты вспомнишь этот урок и, возможно, даже что-то сделаешь в экстренной ситуации, которая у тебя случится в жизни».

Алина Асаинова, ученица 8-го «А» класса школы № 573 Приморского района Санкт-Петербурга: «Мне очень нравятся такие уроки, потому что виртуальная реальность помогает больше запоминать. Намного интереснее, чем писать».