Главная страницаАрхив2021 #5 / Безопасный курс в потоке информации

Безопасный курс в потоке информации

04 Мая 2021

Сегодня главная проблема общества и школы – информационная безопасность детей. Дело дошло до того, что под воздействием информационных потоков у подростков формируется «виртуальная реальность». Поэтому при преподавании предмета ОБЖ учителю надо об этом помнить.

 

 

Угрозы информационной безопасности школьников представляют собой многоаспектную проблему, требующую комплексного решения. В первую очередь это вредоносная для детской психики информация – нежелательные знакомства, агрессивный контент, кибербуллинг, склонение к суициду.

Например, всем памятно нашумевшее интернет-сообщество «Синий кит», которое психологическими методами вовлекало детей в свои сети с целью доведения их до суицида. Ситуацией озаботилось руководство страны, и силами правоохранительных органов его деятельность была пресечена. С 1 февраля текущего года вступил в силу закон, в соответствии с которым владельцы, провайдеры социальных сетей, других интернет-площадок обязаны сами выявлять и блокировать запрещенный законом контент. За невыполнение названных требований установлены серьезные штрафы. Однако правоохранительные органы обращают внимание на то, что такого рода сетевые группы постоянно меняют свой облик,  приспосабливаются, ищут новые способы воздействия на детей.

Об этом 3 марта текущего года на расширенном заседании коллегии МВД России говорил Президент РФ Владимир Путин: «Хотел бы отметить возросшую эффективность профилактики правонарушений, и в первую очередь – мы об этом постоянно говорим – в молодежной среде. Повторю, определенные позитивные тенденции есть и здесь. Вместе с тем необходимо совместно с коллегами из других ведомств вести мониторинг интернет-пространства, активнее выявлять в Сети тех, кто втягивает несовершеннолетних в противоправные действия…

Мы с вами, к сожалению, знаем, что такое интернет и как он используется для продвижения совершенно неприемлемого контента: для распространения детской порнографии, проституции, для доведения несовершеннолетних до самоубийств. Но кто бы и под каким бы то ни было предлогом, под каким бы то ни было соусом ни пытался хладнокровно использовать детей для достижения своих собственных эгоистических «хорьковых» целей, мы никогда не должны забывать о том, что это наши дети, и работать нужно так, чтобы не создавать дополнительных угроз для их жизни и здоровья».

Во время «зависания» школьников в Сети очень часто происходит утечка их персональных данных, компьютеры заражаются вредоносным программным обеспечением.

«Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)».

ФЗ «О персональных данных»

Опаснейший момент – распространение в интернете запрещенной информации, способствующей аддиктивному поведению (экстремизм, насилие, терроризм, азартные игры).

Информационная привязанность школьников сказывается на их здоровье и психологическом состоянии. Из-за «сидения» за гаджетами подростки теряют интерес не только к движению, спорту, но даже и к общению со сверстниками (сегодня привычна картина, когда дети почти не общаются, сидят рядом, уткнувшись в свои смартфоны). В результате ухудшается их здоровье (по этому поводу не первый год подряд бьют тревогу медики), успеваемость в школе. У детей слабо развиваются коммуникативные навыки, происходят психические нарушения. Нередки случаи, когда наступает зависимость (это уже заболевание).

Все эти проблемы еще больше обострились во время частичного перехода школ на дистанционное обучение. Тем не менее данные вопросы будут актуальны и в будущем. Дистанционное обучение находит все большее применение, это вопрос перспективы.

В вопросе обеспечения информационной безопасности школьников важна работа с родителями. Она включает в себя информирование об основных угрозах, правилах защиты своего ребенка при разных видах угроз информационной безопасности, индивидуальные консультации, совместные мероприятия соответствующей тематики.

Особенная актуальность вышеобозначенных проблем информационных угроз в условиях дистанционного обучения связана со следующим.

Во-первых, здесь прямая зависимость: школьники проводят большую часть времени в информационной среде, зачастую без контроля взрослых, соответственно, и риски пропорционально возрастают. Общение в социальных сетях и на форумах, в том числе образовательных, чревато самыми разными негативными вариантами развития событий. Например, в поисках ответа на вопрос школьник публикует его на портале, после чего может получить оскорбляющий пост в свой адрес и т.п.

Во-вторых, в процессе обучения дети сталкиваются с рядом задач, решение которых напрямую влияет на их уровень информационной безопасности (регистрация на порталах, создание аккаунтов, получение и отправка документов, оплата услуг и т.д.).

В-третьих, учителя оперируют персональными данными школьников, находясь вне образовательных организаций, и несут персональную ответственность за сохранность этих данных собственными силами. Здесь тоже немалый риск, так как электронный журнал со всеми персональными данными находится дома, нужно уметь защитить эти данные, но далеко не каждый сможет.

Все эти вопросы нуждаются в дальнейшей проработке, чтобы в будущем дистанционное обучение стало безопаснее и эффективнее.

Информационная безопасность школьников основывается на нормативно-правовой базе Российской Федерации. Можно выделить три уровня.

Первый уровень – федеральный, составляющий правовую основу системы информационной безопасности школьников. Это следующие нормативно-правовые акты: Гражданский кодекс Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон «О персональных данных»; Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Второй уровень – региональный, включающий в себя нормативные документы, имеющие силу на территории региона.

Третий – это локальные акты образовательного учреждения.

Из анализа вышеперечисленных законов следует, что учителя должны знать:

рекомендации по технической защите программного обеспечения;

основные обязанности работников, допущенных к информационной системе персональных данных;

правила создания и использования надежных паролей;

правила обработки персональных данных без использования средств автоматизации;

действия при утере или хищении персональных данных.

Неосведомленность учителя в этих вопросах позволяет усомниться в достаточности его профессиональных качеств для проведения занятий со школьниками, а также ставит под угрозу информационную безопасность учеников и самого педагога.

Ниже представим рекомендации по вышеперечисленным разделам.

По технической защите программного обеспечения (ПО) можно порекомендовать следующее.

При работе на компьютере всегда используйте только лицензионные антивирусы.

Обновляйте базы данных средств антивирусной защиты не реже одного раза в сутки.

Все программное обеспечение и документы, устанавливаемые на персональный компьютер, должны проходить обязательный антивирусный контроль.

Проводите проверку работоспособности средств антивирусной защиты при изменениях и обновлениях системы.

Необходимо знать основные признаки заражения компьютера вредоносным ПО. К ним относятся: некорректная работа программ, возникновение повторяющихся системных ошибок, появление нетипичных визуальных и звуковых элементов, исчезновение данных, переименование файлов и изменение их форматов и т.п. В случае появления подобных признаков необходимо прервать работу за компьютером и обратиться к ответственному за информационную систему персональных данных (ИСПД).

Работники, допущенные к ИСПД, должны придерживаться ряда обязательных для исполнения правил.

Использовать ИСПД для выполнения служебных задач строго в соответствии с должностной инструкцией.

Осуществлять доступ к ИСПД через личную учетную запись.

Никому не разглашать свои пароли и коды, не допускать повреждения ключевого носителя доступа к ИСПД.

При работе с ИСПД исключить возможность ознакомления сторонних лиц с персональными данными.

Выходить из своей учетной записи при оставлении рабочего места.

В случае выявления несанкционированного доступа к ИСПД или его попыток незамедлительно проинформировать об этом ответственного за ИСПД.

При неполадках или заражении компьютера вирусом незамедлительно информировать об этом сотрудников, ответственных за сетевое администрирование школы.

Крайне важным является создание надежных паролей и их правильное использование. Персональные пароли должны генерироваться специальными программными средствами административной службы. Длина должна составлять не менее восьми символов (обязательно включая буквы в верхнем и нижнем регистрах, цифры и специальные символы).

Пароль не должен включать в себя: легко вычисляемые сочетания символов; клавиатурные последовательности символов и знаков; общепринятые сокращения; аббревиатуры; номера телефонов, автомобилей; прочие сочетания букв и знаков, ассоциируемые с пользователем.

При смене пароля новое сочетание символов должно отличаться от предыдущего не менее чем на два символа. При этом полная плановая смена паролей пользователей должна проводиться не реже одного раза в месяц.

Не предоставляйте доступ от своей учетной записи посторонним лицам, не записывайте пароли на бумаге, файле, электронных и прочих носителях информации, в том числе и на предметах. Хранение пользователем своего пароля на бумажном носителе допускается только в личном, опечатанном владельцем сейфе.

Все эти правила должен знать и школьник. Таким образом, целесообразно перед началом работы с использованием компьютера провести занятие с учениками по вышерассмотренной тематике.

Александр Бойков,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры методики обучения

безопасности жизнедеятельности

РГПУ им. А.И. Герцена,

 методист ГБУ ИМЦ

Центрального района Санкт-Петербурга,

 учитель ОБЖ ГБОУ СОШ № 625

Невского района Санкт-Петербурга

Фото из архива автора

 

Чему учить школьников

К основным вопросам, которые должен знать каждый школьник, выходя в интернет, можно отнести следующие.

Знаешь ли ты, как действовать, если тебе угрожают и пытаются оскорбить незнакомые или малознакомые люди в интернете? Если тебе предлагают познакомиться незнакомые люди или просят указать личную информацию на сайте или в сообщениях?

Каждый школьник должен знать общие правила безопасного использования цифровых средств, номера телефонов доверия и экстренной психологической помощи.