Главная страницаАрхив2021 #6 / Технология ТРИЗ на уроках ОБЖ

Технология ТРИЗ на уроках ОБЖ

01 Июня 2021

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) пришла в образование из научной среды и является инновационной моделью, главная задача которой – формирование творческой, смело мыслящей личности.

 

Сущность ТРИЗ-технологии заключается в постановке перед учащимися проблемных и изобретательских задач, решая которые они активно вовлекаются в процесс обучения, а не остаются пассивными слушателями.

Учащиеся в ходе технологии обмениваются знаниями, слушают ответы и предположения других учеников, вносят свои корректировки и предложения, подхватывают и додумывают идеи товарищей, чтобы в итоге решить поставленную задачу эффективно и творчески.

Цель – не просто развить фантазию и творческие способности учеников, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

То есть ТРИЗ – это инструмент по воспитанию творчества, способности понимать единство и противоречие окружающего мира, с помощью которого можно решать задачи, проблемы и справляться с трудностями в любой сфере.

Этого можно добиться, используя противоречия – ключ к творческому мышлению и двигатель развития. Преподавателю нужно научить детей видеть противоречивые свойства предметов и явлений, формулировать и разрешать эти противоречия.

Сразу возникает вопрос: почему это эффективно?

Сегодня в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) перед образованием стоит главная цель – развитие у детей различных универсальных учебных действий и личностных качеств учащихся, их способности к активной и творческой деятельности и социальному взаимодействию. Но существует очень серьезная проблема – некоторая инертность процесса обучения. Дети часто теряют интерес к изучению нового, познанию окружающего мира и самих себя как раз потому, что их действия стандартизированы и шаблонны.

Как же в таком случае можно помочь ребенку открыть в себе творчество, реализовать свой потенциал? Одним из ответов и является ТРИЗ-технология. Конечно, это не панацея, но в комплексе с другими методиками она способна дать замечательный эффект в плане формирования «сильного мышления» и развития творческих способностей.

В основе технологии лежит проблемно-поисковый метод, и уместны аналогии с развивающим обучением. И там, и здесь одной из главных задач является формирование у детей умений выделять проблемную ситуацию, видеть ее противоречивые стороны, находить способы ее разрешения.

Таким образом, использование элементов теории решения изобретательских задач эффективно способствует организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.

У детей активизируется мыслительный процесс, они становятся свободнее в суждениях, выдвигают гипотезы и аргументируют их. О какой-то психологической инерции на уроке уже говорить не приходится, так как активно используются приемы, способствующие развитию творческого мышления.

Практика проведения занятий на основе ТРИЗ-технологии свидетельствует о том, что на них, при условии серьезного подхода, раскрывается внутренний, скрытый потенциал ребенка.

Конечно, все это сильно увеличивает нагрузку на загруженного до «краев» педагога, но данная методика того стоит. Тем более что по мере развития технологии она будет совершенствоваться, адаптироваться к условиям обучения. Но в любом случае педагог должен серьезно заниматься повышением собственной компетентности в новаторских методиках обучения.

ТРИЗ – это целый педагогический кластер, содержащий различные методы и приемы преподавания. Причем использовать технологию можно при изучении любого учебного предмета и на любом этапе урока. Возможна как групповая, так и индивидуальная форма работы.

Преподаватель в ходе реализации теории решения изобретательских задач выступает в качестве организатора сотрудничества, тьютора и консультанта. Он создает условия для активации поисковой деятельности учащихся и создает ситуации успеха.

 

 Существует некий общий алгоритм организации решения творческих задач. На первом этапе необходимо подвести ребенка к проблеме и показать многообразность путей ее решения.

На втором этапе школьник уже сам должен заняться выявлением противоречий в исследуемом объекте или явлении и попытаться их осмыслить, поискать пути оптимального выхода. И лишь последний этап – это уже непосредственно решение противоречия и творческой задачи.

В ходе проведения ТРИЗ-технологии используются разные подходы. Ввиду ограничения объема материала пока просто перечислим основные из них, не вдаваясь в детали, тем более что информации сколько угодно, а мы сейчас говорим только о сути технологии. Это всем известный метод мозгового штурма; синектика (поиск аналогий); морфологический анализ (поиск всевозможных решений); диверсионный анализ (моделирование возможных диверсий); метод фокальных объектов (поиск ассоциаций) и другие. Стоит лишь отметить, что педагогам рекомендуется опробовать все данные подходы, чтобы найти наиболее приемлемые для себя.

ТРИЗ можно использовать в школе на любом уроке и по любой теме. Подойдет эта техника для проведения различных этапов урока: проверки домашнего задания, актуализации знаний, объяснения нового материала, проверки усвоенного материала, закрепления знаний.

Отлично вписывается ТРИЗ и в методику проведения уроков ОБЖ. Далее мы приведем несколько примеров применения этой технологии на различных этапах урока по разным темам. Например, «Безопасность на дорогах».

Перед тем как начать новую тему, проведем небольшой мозговой штурм, который поможет вспомнить пройденный материал. Разделим класс на четыре команды: у кого день рождения зимой – первая команда, весной – вторая команда, летом – третья и осенью – четвертая.

Теперь каждой команде выдается лист бумаги с вопросом или утверждением, где есть противоречие, которое нужно решить, у каждой команды свой вопрос.

Задача – за 60 секунд придумать ответы на вопрос и записать их. Затем участники передают лист бумаги с вопросом следующей команде по часовой стрелке, а от предыдущей получают новый лист бумаги. Теперь перед командой новый вопрос с уже написанными вариантами ответов. Задача команды – прочитать написанное и записать свои варианты, не повторяясь. На это дается уже 80 секунд. Затем команды снова меняются вопросами, на ответы будет уже 100 секунд. И в последний обмен между командами будет 120 секунд на раздумья.

Мозговой штурм заканчивается, когда первый лист снова оказывается у команды. Затем представитель от каждой команды зачитывает то, что в итоге получилось на листке. Вместе с классом проверяем правильность ответов, дополняем их.

Приведем некоторые вопросы и ответы (в качестве примера).

1-й вопрос. Люди уже давно, с XIX века, используют автомобиль для передвижения, машины стали неотъемлемой частью нашей жизни. Казалось бы, все знают правила поведения на дорогах, но с каждым годом статистика ДТП показывает увеличение количества аварий. С чем это может быть связано?

Ответы: написание СМС и разговор по телефону за рулем, погодные условия, каршеринг с неопытными водителями, увеличение количества машин, лихачество, усовершенствование автомобилей и увеличение возможной скорости и т.д.

2-й вопрос. По данным департамента транспорта, количество аварий с участием велосипедистов в этом году увеличилось на 37 процентов по сравнению с прошлым годом. Половина ДТП с участием велосипедистов происходит по их вине. Что необходимо знать велосипедисту и что необходимо делать, чтобы избежать аварий?

Ответы: проверять исправность велосипеда перед поездкой, пользоваться светоотражателями, держаться двумя руками за руль, не разговаривать по телефону, двигаться по правой стороне дороги, использовать визуальные сигналы, подаваемые рукой при повороте, и т.д.

3-й вопрос. Министерством транспорта РФ готовится проект поправок в Правила дорожного движения, которые вводят новое понятие – «средства индивидуальной мобильности». Речь идет о моноколесах, электросамокатах, гироскутерах и т.д. Какие правила могут быть туда включены?

Ответы: где можно передвигаться, с какого возраста доступен данный транспорт, обозначена максимальная скорость движения и т.д.

4-й вопрос. У одной из школ в городе были нарисованы 3D-рисунки детей для того, чтобы водители притормаживали у них. Сначала эта задумка работала, дорожно-транспортных происшествий с участием детей стало меньше. Но со временем водители привыкли к 3D-рисункам, в результате чего случались новые аварии. Какие меры предупреждения ДТП с детьми вы могли бы предложить еще?

Ответы для примера: профилактическая работа с детьми, светоотражатели, «лежачие полицейские», подземные и надземные переходы и т.д.

При рассмотрении темы «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека» ученикам предлагается ответить на вопрос и выдвинуть свои предположения. Каждый предлагает свой вариант, повторяться нельзя, все варианты записываются на доске.

Вопрос (в качестве примера). «Глобальная экологическая перспектива – 6» программы ООН по окружающей среде является самым всеобъемлющим докладом о мировой окружающей среде с 2012 года. В нем указывается на то, что общая экологическая ситуация в мире ухудшается и времени на решения и действия остается все меньше. С чем это связано и как это можно объяснить?

Ответы (примерные): отсутствие рабочей экологической политики, недостаток нормативных актов по эксплуатации опасных веществ, недостаток технологий по уменьшению загрязнения предприятий, малое количество водоочистительных сооружений, отсутствие системы переработки мусора, браконьерство и т.д.

Далее ученикам предлагается разделиться на три команды и задается вопрос «Как я могу помочь сохранить окружающую среду?». Каждой команде нужно составить буклет с рекомендациями по сохранению окружающей среды. В буклете необходимо указать вещи, которых каждый из нас может придерживаться и выполняя которые можно защитить окружающий мир.

Это лишь единичные примеры из нашей практики применения технологии ТРИЗ на уроках ОБЖ. Возможности – безграничны, если к делу подходить творчески.

Любовь Ягупова, Алиса Хильченко

Фото из открытых источников