Главная страницаАрхив2021 #10 / ИКТ в подготовке к олимпиаде

ИКТ в подготовке к олимпиаде

30 Сентября 2021

Хочу поделиться с коллегами своей системой подготовки учащихся к олимпиадам. Ее эффективность доказывают результаты: за десять лет мною подготовлено более 150 победителей и призеров муниципального этапа и свыше 50 – регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ и физической культуре.

 

Предмет ОБЖ (НВП) я преподаю с 1987 года. За это время у меня, конечно, накопилось достаточно большое количество учебного материала, всевозможных тестов и заданий. Но если раньше это все было на бумаге, то с началом использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), без которых сегодня уже трудно представить процесс обучения, все кардинально изменилось, возможности неизмеримо расширились.

Я начал активно пробовать разные компьютерные программы в обучении, а также искать наиболее оптимальные для олимпиадной подготовки.

Как известно, процесс подготовки к олимпиаде строго индивидуальный, осуществляемый в основном во внеурочное время. Я задался целью придать этому процессу, при сохранении индивидуальности, максимальную интенсивность и эффективность за счет использования ИКТ. Пришлось лично оценить плюсы и минусы разных программ, прежде чем отобрались наиболее оптимальные. Со временем у меня сложилась своя система подготовки участников олимпиад. Так что все, о чем расскажу дальше, основано исключительно на личном опыте использования компьютерных программ.

В кабинете, где проходят уроки ОБЖ, – восемь ноутбуков, на которых загружено самое разнообразное программное обеспечение. Программы, которые я использую в своей работе, можно разделить на три категории: обучающие, обучающе-контролирующие, контролирующие. Деление это весьма условное, не претендующее на истину в последней инстанции.

На начальном этапе применяю обучающие программы. В них ученики получают необходимую информацию, без выполнения каких-либо заданий и решения тестов. На этом этапе подготовки основной программой является текстовый редактор Microsoft Word. Учащиеся знакомятся с конспектами уроков в сжатом виде, без отвлекающих моментов – только термины и определения. После ознакомления с темой ребята имеют возможность закрепить полученные знания с помощью иллюстрированных приложений, выполненных в этом же редакторе. Материал структурирован по разделам: «Автономное пребывание человека в природе», «Пожарная безопасность», «Транспортная безопасность», «Безопасность на воде», «Гражданская оборона», «Основы медицинских знаний», «Основы военной службы» и т.д.

На следующем этапе подготовки, когда ученики уже получили базовые знания, использую программу Microsoft PowerPoint. С ее помощью можно создавать материал практически с любыми типами тестовых заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений.

Ученики работают с тестами, но программа их не оценивает. Теоретически можно настроить программу для выставления оценок, но, на мой взгляд, на начальном этапе это нецелесообразно. Поэтому я ее и называю «обучающей».

В моей методической копилке более 500 тестов, созданных в этом приложении. Это и сборные тесты по классам, и тематические, по всем основным разделам учебной программы, а также материалы олимпиадных заданий различного уровня по годам их проведения.

 

В качестве обучающе-контролирующих я использую несколько программ. Одна из них – Аctivstudio 2. С ее помощью педагог может создавать учебный материал с использованием самых разнообразных ресурсов, входящих в комплектацию. Программа располагает обширными функциональными возможностями: инструмент «Перо», инструмент «Ластик», инструмент «Распознавание почерка», проведение опросов и многое другое.

Программа позволяет учителю подготовить материал урока и делать любые аннотации во время занятия электронными чернилами.

Помимо этого, расширенная библиотека ресурсов ПО Аctivstudio содержит большое количество материалов, к тому же она регулярно пополняется.

Удобны в работе инструменты: «Камера» позволяет сделать снимок всего экрана или отдельной его части, «Шторки» открывают экран в разных направлениях, постепенно демонстрируя материал урока; «Прожекторы» концентрируют внимание на необходимой части экрана; «Тексты» дают возможность вставлять и редактировать текстовые блоки в любом месте и т.д., и это далеко не полный перечень.

К минусам этой программы можно отнести то, что она не предусматривает множественный выбор ответов.

Этого недостатка лишена система голосования SMART Response PE, в которой можно использовать вопросы со следующими типами ответов: «Да/Нет», «Истина/Ложь», «Выбор единственного правильного из нескольких вариантов ответа», «Множественный выбор», «Число, дробь, десятичная дробь», «Текст».

С помощью данной программы можно:

импортировать вопросы из своих собственных тестов, созданных в программах Microsoft Word или Excel;

пользоваться готовыми тестами, доступными на образовательном портале SMART;

дифференцировать вопросы по сложности;

добавлять изображения и мультимедийные файлы к своим вопросам;

добавлять спонтанные вопросы прямо во время урока, чтобы проверить степень усвоения учебного материала;

распечатать подготовленный тест и использовать его в качестве раздаточного материала при отсутствии интерактивной доски или экрана и проектора;

проводить опрос в анонимном режиме;

отслеживать количество ответивших и управлять темпом опроса;

просматривать и оценивать результаты по круговой диаграмме или гистограмме сразу по завершении опроса, в том числе вместе с учащимися, и изменять ход урока при необходимости;

создавать список класса, изучать результаты опроса и экспортировать их из автоматического интегрированного табеля в файл Microsoft Excel с помощью «Инструментов учителя».

Также в нашем лицее используется интерактивная система голосования и тестирования VOTUM. Это отечественная программа, которая поддерживает несколько режимов: «Оценка», «Соревнование», «Опрос», «Голосование».

На голосовании преподаватель задает вопросы устно, пишет на доске или раздает листочки с вопросами, учащиеся отвечают с помощью пультов. По окончании голосования VOTUM генерирует подробные отчеты с выводом результатов в числовом и процентном соотношении, а также ответы всех учеников на все вопросы. Для режима «Голосование» требуется регистрация учащихся в системе.

«Индивидуальный тест ЕГЭ» – этот режим дает возможность предложить каждому ученику индивидуальные задания в зависимости от успеваемости, а также избежать списывания в процессе тестирования. В данном режиме каждому ученику выдается индивидуальный лист с заданиями, распечатанными на принтере, отвечать на вопросы нужно с помощью пультов, VOTUM записывает все ответы учащихся и формирует отчеты. При этом «большой экран» ученикам не требуется (не нужно выводить вопросы на экран проектора, интерактивной доски и т.д.).

В версии VOTUM 1.4.2.5 при создании тестов появилась возможность их форматирования (изменение размера, цвета и начертания шрифта, выравнивание, выделение, создание списка), из-за этого формат создаваемых тестов немного изменился.

Но нужно учесть, что ранее созданные тесты несовместимы с новой версией программы. Для использования старых тестов в новой версии их необходимо переконвертировать. Программу-конвертор можно скачать на сайте разработчика.

На просторах интернета можно отыскать множество аналогичных программ: PROclass; MIMIO; Verdict_Plus; TRIUMPH; Qwizdom; QOMO; Optivote; Interwrite; Turning Point; ActivExpression.

 

В качестве контролирующей программы, то есть когда учащиеся не видят правильные ответы до того, как получат оценки, использую программу для создания тестов и онлайн-тестирования INDIGO, разработанную в Ставропольском крае. Впервые система тестирования обучающихся INDIGO появилась в 2010 году и быстро стала популярной среди вузов и государственных учреждений. В 2018 году ее включили в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.

INDIGO – преимущественно серверная платформа (в этом, на мой взгляд, ее недостаток). Вопросы в программе можно как создавать самостоятельно, так и импортировать. В программе есть шесть видов заданий:

выбор одного варианта ответа;

выбор нескольких вариантов ответа;

ввод ответа с клавиатуры;

установка соответствия между элементами или утверждениями;

расстановка вариантов в нужном порядке;

информационное сообщение (без выбора вариантов ответа).

В тестах есть функция перемешивания. Она позволяет перемешать варианты внутри вопроса или сами вопросы в тесте, чтобы они подавались в произвольном порядке. Статистику можно посмотреть во вкладке «Результаты». При переходе во вкладку вы увидите краткую информацию по пользователям и результатам тестирования в виде таблицы.

Предпочтение этой программе отдают в основном старшеклассники.

Как минус можно выделить обязательную регистрацию пользователей.

Аналогичными программами являются SunRav Web Class; iSpring; StartExam.

Следующая система программ для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа их результатов – Mytest. Она работает с десятью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв, заполнение пропусков.

Еще одна отечественная разработка – программа для создания и проведения компьютерного тестирования Super Testing. Это пакет из трех программ (составление тестов, проверка знаний, журнал отметок), позволяющий организовать электронный тест, в котором:

неограниченное количество вопросов;

три варианта ответа при единственном правильном;

возможность классифицирования теста по определенному предмету, теме, названию;

возможность установить время на решение теста или на один вопрос.

Немаловажно, что программа Super Testing распространяется бесплатно.

Все показанные учащимися результаты прохождения тестов я заношу в журнал учета, созданный в программе Microsoft Excel.

В заключение хочется поблагодарить редакцию журнала за предоставленную возможность поделиться своим опытом. Надеюсь, он будет полезен моим коллегам.

Сергей Семенюк,

учитель ОБЖ и физической культуры

высшей категории

ГАУ Калининградской области

общеобразовательная организация

«Школа-интернат лицей-интернат»,

г. Калининград