Главная страницаАрхив2021 #10 / Контроль знаний в ОБЖ. Из личного опыта учителя

Контроль знаний в ОБЖ. Из личного опыта учителя

30 Сентября 2021

Применять сегодня проверочные тесты для контроля знаний, взятые из учебной литературы и интернета, зачастую не имеет смысла, поскольку школьники быстро находят ответы на электронных ресурсах. Выход – педагогам создавать задания самостоятельно и делиться ими между собой. Примеры таких заданий я решил привести в нашем любимом журнале, который мы с коллегами читаем регулярно.

 

Стандартные тесты и задания в учебниках меня не устраивают в принципе. Ответы можно найти в интернете за считаные минуты, нынешнее компьютерно продвинутое поколение сделает это быстрее учителя…

Замечу, что раньше учащиеся использовали рукописные шпаргалки, и я это негласно «поощрял» по элементарной причине: сам процесс написания шпаргалки требует осмысления и дополнительного зрительного восприятия. И дети, готовя шпоры, поневоле изучали тему!

Сейчас времена не те – по мере развития технического прогресса наши юные хитрецы давно уже используют фото на телефоне или на наручных часах. Но беда в том, что они совершенно перестали вникать в суть определений – зачем, фото же!

Вот и выходит, что контроль сегодня – целая проблема. Устные ответы тоже не выход, так как чаще всего удается в течение урока спросить не более трех-пяти человек. Представим: чтобы опросить всех учащихся, необходимо два месяца! То есть примерно шесть-десять уроков.

Выход вижу в решении с классом небольших (оригинальных, ответы нигде не спишешь!) заданий различного характера. Они помогают контролировать уровень знаний учащихся.

Для того чтобы школьники могли решить эти задачи, закладывается определенная база, знания, которые они могут использовать впоследствии. Приведу несколько примеров.

В 8-м классе при изучении темы «Чрезвычайные ситуации техногенного характера» обязательно рассказываю про четыре стадии развития ЧС техногенного характера.

Первая – стадия накопления отклонений от нормального состояния или процесса.

Вторая – инициирование чрезвычайного события, лежащего в основе ЧС.

Третья – процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска (энергии или вещества), оказывающих неблагоприятное воздействие на население, объекты и природную среду.

Четвертая – стадия затухания (действие остаточных факторов и сложившихся чрезвычайных условий), которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности – локализации чрезвычайной ситуации до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий.

Далее в контрольной работе привожу пример техногенной аварии.

Задание для первого варианта

2004 год. В Москве после обильных снегопадов произошло обрушение крыши развлекательного комплекса «Трансвааль-парк». Под завалами погибло 25 человек, более 100 получили ранения.

Дайте характеристику ЧС по масштабу. Определите вид и причины ЧС. Выделите четыре стадии развития ЧС.

Задание для второго варианта

1989 год. Под Уфой во время прохождения пассажирских поездов произошел взрыв углеводородной воздушной смеси, скопившейся в результате разрыва трубопровода в 900 метрах от полотна железной дороги. Взрывом сброшено с пути под откос 11 вагонов, остальные 26 сгорели. Погибло 780 человек, около 800 получили ранения.

Дайте характеристику ЧС по масштабу. Определите вид и причины ЧС. Выделите четыре стадии развития ЧС.

Дополнительное задание для второго варианта

1998 год. В одном из кабинетов пятиэтажного здания Самарского ГУВД произошло первичное возгорание, при этом не сработала пожарная сигнализация. Дежурный должен был предупредить по внутренней связи людей об опасности, но этого не сделал. Через 22 минуты пожар полыхал во всем здании, и все выходы были блокированы огнем, тревожный сигнал поступил в пожарную службу города. Последствия пожара были усугублены тем, что отделка стен и центральной лестницы была выполнена из сгораемого ДСП, а в подвале хранились пожаро- и взрывоопасные материалы. Во время пожара погибло 57 человек.

Выделите четыре стадии развития ЧС.

Цель данной работы – заставить учащегося думать и, используя полученные на уроках знания и информацию, а также жизненный опыт, сформулировать данные четыре стадии.

 

Рассчетные задачи

Перед следующей задачей на уроке давалось определение: прогнозирование времени прорыва естественных плотин базируется на прогнозе подъема уровня воды до 80% высоты перемычки водохранилища.

Задача № 1. Спрогнозируйте время прорыва естественной плотины, если известно, что высота плотины – 12 метров, на момент возникновения подъема воды, в 19:30 17.06., уровень воды в реке был 1,5 метра, вода прибывает каждый час на 20 сантиметров.

Задача № 2. Уровень естественного радиационного фона от космического излучения в городе Мехико (Мексика) составляет 1,15 мЗв в год, средний естественный радиационный фон от Земли составляет 1,6 мЗв в год. В течение какого времени человек, постоянно проживающий в этой местности, получит дозу ионизирующего излучения 5 бэр?

Задача № 3. После радиационной аварии на атомной электростанции в районе реактора уровень радиации достиг 76 бэр в час. Спрогнозируйте время безопасного нахождения в данной зоне, если известно, что безопасная годовая норма для работников станции составляет 2 бэр.

Задача № 4. Современный легковой автомобиль для сгорания 1 кг бензина (примерно 18 км пробега) использует 2500 л кислорода. Сколько литров кислорода использует автомобиль, совершив пробег 1000 км?

 

Графические задания

Использование графических заданий обязательно применяю в работе для закрепления тем по ориентированию.

Задание для первого рисунка: «Ночь. Где восток?» (рис. 1) 

Для второго рисунка запланировано два задания. Первое: «Определить азимут по карте на: – д. Кощеево – д. Стар. Петраково; – д. Овсянниково». Второе: «Определить расстояние до деревень, если мы знаем, что масштаб карты 1:200000». (рис. 2)

 

Лабораторные работы

Для 8-х классов лабораторная работа по теме АХОВ

Работу выполняют в парах. Каждой паре выдается карта. На оборотной стороне карты дана формула определения глубины зоны заражения и значения коэффициентов.

Qэк = К3 * К5 * Q0

К3

 

Сероуглерод

0,013

Аммиак

0,04

Хлор

1

Фтор

3

К5

 

Инверсия

1

Изотермия

0,23

Конвекция

0,08

 

Глубина зоны заражения АХОВ, км

 

Qэк (эквивалентное количество АХОВ), т

V м/с

0,1

0,5

1

3

5

10

20

30

50

70

100

1

1,25

3,16

4,75

9,18

12,5

19,2

29,56

38,13

52,67

65,23

81,91

2

0,84

1,92

2,84

5,35

7,2

10,8

16,44

21,02

28,73

35,35

44,09

3

0,68

1,53

2,18

3,99

5,34

7,96

11,94

15,8

20,59

25,21

31,3

 

Каждой паре дается свой вариант задания. При этом размеры зоны заражения не должны выходить за пределы карты.

 

Скорость ветра 1 м/с

Ветер северо-восточный

ст. Молот

Инверсия

Аммиак  250 т

Скорость ветра 3 м/с

Ветер юго-западный

Курба

Инверсия

Фтор 10 т

Скорость ветра 3 м/с

Ветер юго-восточный

ст. Козмодемьянск

Изотермия

Фтор 45 т

 

 

 

Скорость ветра 0,9 м/с

Ветер юго-западный

ст. Козмодемьянск

Инверсия

Хлор 10 т

Скорость ветра 0,9 м/с

Ветер юго-восточный

ст. Козмодемьянск

Изотермия

Хлор 40 т

Скорость ветра 3 м/с

Ветер северо-восточный

ст. Молот

Конвекция

Фтор 125 т

 

 

 

Скорость ветра 0,9 м/с

Ветер юго-западный

Курба

Инверсия

Фтор 4 т

Скорость ветра 0,9 м/с

Ветер юго-восточный

Курба

Изотермия

Фтор 15 т

Скорость ветра 0,9 м/с

Ветер северо-восточный

ст. Молот

Конвекция

Фтор 40 т

 

 

 

Скорость ветра 1,8 м/с

Ветер юго-западный

ст. Козмодемьянск

Инверсия

Хлор 20 т

Скорость ветра 1,8  м/с

Ветер юго-восточный

ст. Козмодемьянск

Изотермия

Хлор 80 т

 

 

Учащиеся в течение урока должны нарисовать форму зоны заражения, учитывая масштаб, направление ветра, скорость ветра, состояние атмосферы, вид АХОВ и глубину зоны заражения.

Как ни странно, но чаще всего в данном задании ошибаются при определении направления ветра. Учащиеся 8-го класса считают, что северный ветер дует на север.

 

Мне кажется, что обмен подобными заданиями будет очень полезен для педагогов. Ведь составлять каждый раз свои задания ни времени, ни сил не хватит. А так, сообща, мы можем помочь друг другу и создать свою базу оригинальных контрольных заданий.

Игорь Архипов,

преподаватель-организатор ОБЖ,

г. Ярославль


Примечание. Ответы на задания из этого материала вы можете узнать в печатной версии журнала (ОБЖ № 10, 2021).